Обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одной из сфер экономики, подверженных коррупционным проявлениям в силу вовлечения в него значительных финансовых ресурсов и стремления участников закупочной деятельности обогатиться ими противоправным способом.
В целях противодействия таким проявлениям Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) к участникам закупки установлены единые требования.
Одним из таких обязательных требований является отсутствие конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9ч. 1ст. 31Закона № 44-ФЗ).
Понятие конфликта интересов дано в п. 9ч. 1 ст. 31 Закона. Под ним подразумеваются: 1) нахождение в браке руководителя заказчика, руководителя контрактной службы (контрактного управляющего) либо члена закупочной комиссии заказчика с аффилированными лицами участника закупки (руководителем, членом органа управления, участником (акционером) юридического лица с долей участия более 10%) или непосредственно с участником закупки – физическим лицом; 2) близкое родство (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки; родные братья и сестры, усыновители и усыновленные) указанных лиц.
Следует отметить, что требование об отсутствии конфликта интересов, так же как и остальные требования, распространяется и на случаи, когда контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (письмо Минфина России от 24 июля 2017 года № 24-05-09/47126).
Под близкими родственниками в Законе о контрактной системе понимается – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
При обнаружении конфликта интересов заказчик обязан отказать в заключении контракта.
Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожной сделкой, так как он нарушает положения Закона о контрактной системе, посягает на публичные интересы и права третьих лиц.
Соблюдение требований законодательства в указанной части при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позволит избежать негативных последствий в виде судебных расходов, административных штрафов, а также финансовых потерь, связанных с исполнением незаконного контракта.
- ← Принят Федеральный закон от 26.03.2020 № 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральным законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях →